Статика
Балка |
- это конструктивная деталь, какого-либо сооружения, вы-полняемая в большинстве случаев в виде прямого бруска с опорами в 2-х (или более) точках и несущая вертикальные нагрузки. |
Материальная точка |
- это геометрическая точка, обладающая массой |
Момент силы отно-сительно точки Mo(F)=±Fl |
знаком плюс или минус произведение модуля силы на кратчайшее расстояние от точки до линии действия силы. |
Несвободное тело |
- это твердое тело, которому перемещения в пространстве ограничено какими-либо другими телами. |
Пара сил |
- это система двух параллельных сил, равных по модулю и направленных в противоположные стороны. |
Плоскость действия пары сил |
- это плоскость, в которой расположены силы образующие пару сил. |
Плечо силы |
- это кратчайшее расстояние от центра момента до линии действия силы. |
Проекция вектора силы |
- это произведение модуля вектора на cos угла между осью и вектором. |
Реакция связи |
со стороны связей к телу приложена сила. |
Сила |
- это мера механического действия одного материального тела на другое. |
Система сил |
- это несколько сил действующих на какой-либо одно твердое тело. |
Свободное тело |
- это твердое тело, которое может перемещаться в пространстве в любом направлении. |
Связи |
- это тела, которые ограничивают перемещение данного тела. |
Статика |
- это общий раздел, изучающий равновесие тел и тела в покое. |
Статический коэффициент трения |
- это постоянная для двух соприкасающихся тел, значение tgµо=fо. |
Сила тяжести |
- это одно из проявления закона всемирного тяготения. |
Статическая устойчивость |
- это способность тела сопротивляться всякому сколь угодно малому нарушению равновесия. |
Угол трения |
- это максимальный угол, на который от нормали к поверхности реальной связи отклоняется ее реакция. |
Центе парал-лельных сил |
- это точка, через которую проходит линия действия рав-нодействующей системы параллельных сил. |
Центр тяжести |
- это центр параллельных сил тяжести всех частиц тела. |
Кинематика
Вращательное движение |
- это движение твердого тела, при котором все его точки перемещаются по окружностям с центрами распространенными на перпендикулярной этим окружностям неподвижной прямой. |
Движение |
- это основная форма существования всего материального мира, покой и равновесие - частные случаи движения. |
Кинематика |
- это раздел механики, занимающийся изучением движения материальных тел без учета их массы и действующих на них сил. |
Касательное ускорение |
- характеризует быстроту изменения направления скорости или служит характеристикой неравномерности движения по любой траектории. |
Мгновенный центр скоростей |
- это точка плоского сечения, абсолютная скорость которой равна нулю. |
Нормальное ускорение |
- служит характеристикой криволинейности движения |
Ось вращения |
-это неподвижная прямая, на которой лежат центры круговых траекторий точек тела. |
Относительное движение |
-это движение некоторой точки м по отношению к подвижной системе отсчета. |
Поступательное движение |
- это движение твердого тела, при котором любой выбранный в теле отрезок прямой перемещается, оставаясь параллельным своему первоначальному положению передачи. |
Передачи |
- это механические устройства, предназначенные для передачи вращательного движения. |
Передаточное отношение от одного вала к другому |
- это взятое со знаком плюс или минус отношение их угловых скоростей. |
Переносное движение |
- это движение подвижной системы отсчета вместе со всем связанными с ней точками материальной среды по отношению к неподвижной системе отсчета для точки. |
Плоскопараллельное движение |
- это движение твердого тела, при котором все его точки движутся в плоскостях, параллельных некоторой неподвижной плоскости. |
Путь |
- это расстояние, которое проходит точка при движении (путь всегда положителен). |
Расстояние |
- это положение точки на траектории от начала координат (может быть положительным или отрицательным). |
Скорость |
- это векторная величина, характеризующая в каждый данный момент времени направление и быстроту движения точки. |
Сложное или абсолютное движение |
- это движение точки по отношению к неподвижной системе отчета. |
Траектория |
- это геометрическое место положений движущийся точки в рассматриваемой системе отсчета. |
Ускорение |
- это векторная величина, характеризующая быстроту изменения направления и числового значения скорости. |
Динамика
Динамика |
- изучает движение материальных тел под действие сил. |
Движущиеся силы |
- это силы, производящие положительную работу. |
Изменяемые |
- наз. механические системы, расстояние между точками которых могут меняться. |
Метод кинетостатики |
- это решение задач динамики с помощью принципа Даламбера. |
Мощность |
- это величина которая, определяет количество энергии, развиваемой двигателем. |
Механический коэффициент полезного действия |
это отношение полезной работы ко всей совершенной работе. |
Механическая система |
- это совокупность материальных точек, связанных между собой силами взаимодействия. |
Несвободная точка |
- это материальная точка, свобода перемещений которой ограничена наложенными связями. |
Работа |
- это нахождение в действии, процесс превращения одного вида энергии в другой. |
Свободная точка |
- это материальная точка, движение которой не ограничено наложенными связями. |
Сила инерции |
- это сила, численно равная произведению массы материальной точки на приобретенное его ускорение и направленное в сторону, противоположную ускорению. |
Силы сопротивления |
- это силы производящие отрицательную работу. |
Сила |
- это величина, являющаяся мерой механического взаимодействия двух тел. |
Скалярная величина |
- это величина, имеющая определенное направление. |
Трение качения |
- это сопротивление, возникающее при перекатывании тела по поверхности другого. |
Трение |
- это сила, препятствующая движению одного тела по поверхности другого. |
Сопротивление материалов
Абсолютный сдвиг |
- это величина наибольшего смещения частиц материала по отношению к их первоначальному положение. |
Брус |
- наз. тело, одно из измерений которого (длина) значительно превышает два других. |
Балка |
- это брусья, работающие на изгиб. |
Деформация |
- это способность тела изменять форму и размер под действием внешних сил. |
Допускаемое Напряжение |
- это напряжение, для которого конструкция работоспособная и они составляют часть от напряжений, которые являются опасными. |
Жесткость |
- это способность конструкции (или отдельного элемента) сопротивляться упругим деформациям. |
Изгибающий Момент |
- это составляющие моменты, возникающие в плоскостях перпендикулярных поперечному сечению бруса. |
Крутящий момент (Мкр) |
- это составляющая главного момента внутренних сил момент, возникающий в плоскости поперечного сечения. |
Кручение |
- это такой вид нагружения бруса, при котором в его поперечных сечениях возникает только один силовой фактор - крутящий момент. |
Метод сечения |
-применяется для выявления внутренних ил в сопротивлении материалов. |
Напряжение |
- это числовая мера интенсивности внутренних сил. |
Нагрузка |
- это равновесная система внешних сил, состоящая из активных сил и реакций связей. |
Нормальная (продольная) cила |
- это составляющая главного вектора внутренних сил, направленная перпендикулярно плоскости поперечного сечения бруса. |
Наклеп |
- это явление повышения упругих свойств материала в результате предварительной вытяжки выше предела текучести. |
Нормативный или допускаемый |
- наз. задаваемый заранее коэффициент запаса. |
Напряжение смятия |
- это давление, возникающее между поверхностью соединительной детали и отверстия. |
Ось бруса |
- это кривая, вдоль которой перемещается центр тяжести плоской фигуры. |
Опасные точки |
- это наибольшие нормальные напряжения возникают в точках опасного поперечного сечения, max удаленных от нейтральной оси. |
Прочность |
- это способность конструкции (или отдельного ее элемента) выдерживать заданную нагрузку не разрушаясь и без появления остаточных деформаций. |
Принцип начальных размеров |
- это первоначальная форма тела (элемента конструкции) и его начальных размеров. |
Поперечный момент сопротивления |
- это отношение полярного момента инерции сечения к его радиусу. |
Прямой чистый изгиб |
- это такой вид нагружения бруса, при котором в его поперечных сечениях возникает только один внутренний силовой фактор - изгибающий момент. |
Прогиб бруса |
- это линейные перемещения центров тяжести произвольных поперечных сечений при изгибе. |
Предел выносливости |
- это наибольшее напряжение цикла, при котором еще не происходит усталостного разрушения до базы испытания. |
Растяжение или сжатие |
- это вид нагруженного бруса, при котором в его поперечных сечениях возникает только один внутренний силовой фактор - нормальная сила (растяжение - плюс, сжатие - минус). |
Статически Неопределимый |
- это механическая система, для которой реакция связей и внутренние силовые факторы не могут быть определены с помощью уравнений равновесия и метод сечений. |
Срез |
-это сдвиг материала не на участке длины, а в одной плоскости. |
Срезающая сила |
- это сила, возникающая в поперечном сечении. |
Стрела прогиба |
- это наибольший прогиб (max). |
Статически неопределимые |
- это системы, для которых реакции связей внутренние силовые факторы не могут быть определены с помощью уравнений равновесия и метода сечений. |
Сопротивление усталости |
- это способность материала воспринимать многократное действие перемещенных напряжений от заданной нагрузки без нарушения. |
Угол сдвига или угловая деформация |
- это угол не зависящий от размеров выделенного элемента, поэтому он является мерой деформации. |
Устойчивость |
- это способность конструкции (или отдельного элемента) сопротивляться упругим деформациям. |
Упругая линия |
- это изогнутая ось бруса |
Цикл Напряжения |
- это совокупность последовательных напряжений за один период их изменения. |
Чистый сдвиг |
- это сдвиг, при котором материал равномерно смещается в поперечном сечении и при котором возникают только касательные напряжения. |
Эпюра |
- это график измерения продольной силы или других внутренних силовых факторов, по длине стержня. |
Детали машин
Автоматом |
- наз. машину, в которой все преобразования энергии материалов, информации выполняются без непосредственного участия человека. |
Виброустойчивость |
- это способность конструкций работать в заданном диапазоне режимов без резонансных колебаний. |
Вариатор |
- механически регулируемые передачи. |
Вал |
- это вращающаяся деталь машины, предназначена для поддерживания установленных на нем зубчатых колес, звездочек, шкивов и т. п. для передачи вращающегося момента. |
Вкладыш |
- это основная деталь подшипников. |
Втулочная муфта |
- это цельная стальная втулка, закрепленная на концах валов штифтами, шпонками или шлицами. |
Галтель |
- это поверхность плавного перехода от одного диаметра вала к другому. |
Деталь |
- это изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций (болт, вал и т. д.) |
Жесткость |
- способность деталей сопротивляться упругим деформациям, т. е. изменению их формы и размеров под действием нагрузок. |
Звено |
- это твердое тело входящие в состав механизма. |
Износостойкость |
- это сопротивление трущихся деталей изнашиванию. |
Кинематическая пара |
- это соединение двух соприкасающихся звеньев, допускающие их относительное движение. |
Контактными |
- это напряжение, возникающие в месте контакта двух деталей, когда размеры площадки контакта малы по сравнению с размерами деталей. |
Клиновой ремень |
- это бесконечные ремни трапециидального сечения с рабочими боковыми гранями и углом клина прямолинейного участка ремня угол = 40о. |
Машина |
- это устройство выполняющие механические движения угла преобразования энергии материалов и информации. |
Механизмом |
- наз. систему тел, предназначенных для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других тел. |
Модуль |
- это часть делительного диаметра, приходящегося на один зуб. Он является основным параметром зубчатой передачи, определяющим ее размеры, для пары зацепляющих колес, модуль должен быть одинаковым. |
Муфта |
- это устройство, соединяющая концы двух валов и передающие вращающий момент и одного вала на другой без изменения его значения и направления. |
Надежность |
- это свойство детали или машины в целом выполнять заданные функции с сохранением эксплуатационных показателей в течении требуемого промежутка времени или требуемой наработки. |
Ось |
- это деталь машины, предназначенная только для поддержания установленных на ней деталей. |
Окружность вершин зубьев |
- это окружность, ограничивающая высоту зубьев. |
Окружной шаг зубьев |
- это расстояние между одноименными профилями соседних зубьев на дуге делительной или любой другой концентрической окружности зубчатого колеса. |
Окружность впадин зубьев |
- это окружность, ограничивающая глубины впадин. |
Прочность |
- это главный критерий работоспособности для большинства деталей. |
Передача |
- это механизмы, служащие для передачи механической энергии на расстоянии. |
Подшипник качения |
- это сборная единица, которая состоит из наружного и внутреннего колец с дорожками качения (шариков или роликов) и сепаратора разделяющего и направляющего тела качения. |
Работоспособность |
- это состояние изделия, при котором она способна выполнять заданные функции с параметрами установленными нормативно-технической документацией. |
Редуктор |
- это закрытая зубчатая или червячная передача, предназначена для понижения угловой скорости и повышения вращающего момента ведомого вала по сравнению с валом ведущим. |
Теплостойкость |
- это способность конструкций сохранять работоспособность в пределах заданных температур. |
Технологичность |
- наз. такая конструкция, которая обеспечивает заданные эксплуатационные качества и позволяет при данной серийности изготовлять ее с наименьшими затратами труда, материалов, средств и времени. |
Угол зацепления |
- это острый угол между линией зацепления и прямой, перпендикулярной межосевой линии. |
Цапфы |
- это участки вала или оси, лежащие в опорах (подшипниках). |
Шипы |
- это концевые цапфы. |
Энергетические машины |
- предназначены для преобразования любого вида энергии в механическую (электродвигатели и т. д.). |
|